Всегда виновата турфирма
Люди делятся на две категории: на тех, кто недоволен услугами турфирм, и на тех, кто предпочитает отдыхать дома или на даче. Последних, кстати, больше половины – по данным ВЦИОМ, никуда не уезжают во время отпуска или проводят его на даче аж 52% россиян. Фактами, догадками и слухами о недобропорядочности турагентств и туроператоров полнятся средства массовой информации. Купил человек путевку, скажем, на Кипр и полетел со спокойной совестью, предвкушая честно заслуженный отдых, теплое море и коричневый загар. Приехал в отель, а его там не ждали. Или ждали. Но не там. Всё - отдых испорчен. Одно утешает (правда, слабо): вернусь - никому мало не покажется. Праведный гнев переполняет, воображение услужливо рисует картины пыток, одну заманчивей другой... А на месте офиса овощной магазин и при входе бабушки семечками торгуют. Отродясь здесь, милок, никакой фирмы не было и быть не могло... Все это, конечно, обобщенный вариант, абстрактный. Обычно вполне хватает и пятизвездочного отеля с видом на городскую свалку или задержки документов накануне вылета, или оплаченной экскурсии в Лувр в день свободного посещения, или… (здесь каждый может что-нибудь дописать). А что Вы хотели? У нас в стране любой желающий имеет полное право заняться туристическим бизнесом. Если есть немного свободного времени (два-три месяца) и не жалко потратить 500-600 долларов на оформление документов. Склонность к асоциальному поведению никто не проверяет, за соблюдением присяги честно служить обществу и государству никто не следит, потому что никто присягать и не требует. «Положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" (Постановление Правительства от 11 февраля 2002 г. №95; последняя редакция от 03.10.02 г. №713) - для тех, кто не верит или хочет узнать подробности. Агентство с каждого проданного тура получает 10-12% от стоимости. Туристический бизнес к сверхприбыльным не относится, следует признать, положа руку на сердце. Но можно руку положить на кошелек (желательно клиента): по телефону заказать номер в гостинице, по Интернету - билет на самолет и, ссылаясь на ужесточение визового режима, послать клиента в посольство лично (фейс-контроль, собеседование). Чуть не забыл. Главное, в договоре так и написать: "обязуюсь заказать и номер, и билет". Всё по закону. Но, на всякий случай, лучше тут же обанкротиться: посадить не посадят, но деньги могут заставить вернуть. Кто виноват? Нет, не так. Кто виноватей? Во-первых, власти. Потому как законы принимают глупые, от аферистов не защищают, налоги гребут (загребают?) экскаватором и наконец, потому что так исторически сложилось. Во-вторых, наша (тоже исторически сложившаяся) неистребимая любовь к халяве. "У нас самые низкие цены" - лозунг не для турбизнеса. Турфирмы всего лишь посредники. Самолетов и пароходов не производят, отелей не строят, за руку по музеям не водят - цены не заказывают. Сами, как бедные рантье, живут на проценты. У солидных фирм прайс-листы примерно одинаковы. Если стоимость тура значительно ниже, значит, где-то сэкономили. Или на ком-то. Угадайте с первого раза, на ком именно… Разумеется, наша юридическая безграмотность и безалаберность виновата в последнюю очередь. Договор, например, надо сначала читать, а лишь потом подписывать. Он обязательно должен содержать список всех посещаемых городов (поименно), категории гостиниц, точный маршрут (подробно), программу пребывания (по пунктам) и ет сетера. Читайте внимательно - ничего сверх перечисленного на этих нескольких страницах Вы не получите. Даже не надейтесь. Условия отказа, расторжения или изменения договора, обязанности по оплате, порядок предъявления претензий по качеству услуг узнать тоже нелишне. Вдруг пригодится? Какими бы ни были российские законы, в теории они всегда на стороне потребителя. Турфирма отвечает за все: за сервис в отелях и экскурсионных гидов, за вашу информированность и безопасность, за... Почти за все. Правда, летать нужно правильными самолетами. За авиакомпании никто ответственности не несет (только они сами), но за несвоевременное предоставление билетов грех не спросить. Отказ иностранным консульством в выдаче визы - единственный ущерб, материальный и моральный, который никогда не возместят. Еще одно подтверждение общеизвестной истины: иногда решения дипломатов по своим последствиям приравниваются к стихийным бедствиям. Но выход и здесь есть. Даже три. Во-первых, можно не ездить в страны Шенгенского договора. Именно в их консульских отделах наибольшее число отказов - 3-5% (по данным юридического агентства "Persona Grata"). Во-вторых, все-таки ездить, но заблаговременно подавать справки о доходах, занимаемой должности, о наличии недвижимости и многодетной семьи; если вы молодая, симпатичная женщина, то вам лучше стать пожилым и несимпатичным мужчиной. В-третьих, можно купить полис страхования от невыезда. Гарантий получения визы он не дает, зато будет не так обидно в случае отказа. Подобная услуга появилась года три назад, но большого распространения не получила. Например, "Ингосстрах" страхует по этому виду всего тысячу туристов в год. А жаль. Около 2% стоимости от тура - и страховка почти полностью покроет Ваши материальные убытки. О моральных речь не идет - посольства перед простыми гражданами извиняться не привыкли. Я, по крайней мере, ни о чем подобном не слышал. Итак, возвращаетесь Вы из испорченного отпуска, кипя праведным гневом и потрясая кулаками. Возвращаетесь, а на месте офиса - офис. До овощного магазина идти и идти, бабушек с семечками нигде не видно. Можете смело предъявлять претензии. Согласно Закону “Об основах туристской деятельности в РФ” в течение двадцати дней с момента окончания тура. Только учтите - на слово Вам никто не поверит. До гостиницы сами добирались, говорите, номер с видом на помойку, говорите, самолет опоздал? Не может быть. Справочка нужна. Справочка. «Разумеется», - с достоинством произносите Вы и раскладываете на столе менеджера «пасьянс»: чек с датой и маршрутом поездки за подписью таксиста; справку от администрации аэропорта; протокол согласования соответствия реального сервиса и прописанного в договоре (за подписью независимых свидетелей, заметьте); справку от администрации отеля и, в завершение, фотографии "чудного" вида из окна и не менее «чудных» апартаментов. Все это в трех экземплярах. Один - турфирме. Один себе на память. А третий, если за десять дней не компенсируют все допущенные оплошности, - в суд. На основании закона "О защите прав потребителей". Имеете полное право. Турфирма - имеет право на адвоката. Время пошло. Артем Конопелько
Страница от 16.10.2024 06:17
|