Владивосток: инструкция по применению
На первый взгляд, ориентироваться во Владивостоке - с картой или без нее - совершенно невозможно. Город раскинулся на берегах нескольких глубоко врезающихся в сушу заливов, на полуострове Муравьева-Амурского и на нескольких островах. Холмы скрывают обзор, а до виднеющегося вдалеке здания, которое принимаешь за ориентир, оказывается, можно добраться лишь вплавь. Через пару дней привыкаешь: центр города не так и велик, его можно обойти пешком. Светланская и ее окрестности Центр - это набережная бухты Золотой Рог и улица Светланская. Это кварталы невысоких, типичных для конца позапрошлого - начала прошлого века домов: классические портики и колонны, барочные излишества и причудливые фантазии в стиле модерн. Здесь можно встретить величественное парадное здание Восточного института, и Лютеранскую кирху, и католический костел с великолепными витражами в стрельчатых окнах. Небольшие скверы, тянущиеся вдоль этой улицы, скрывают в своей зелени здания «офицерских флигелей» военных моряков Сибирской флотилии. Удивительно, как удается сохранять всю эту старину - местный напоенный влагой воздух моментально разрушает любые стены. Гармония дореволюционной застройки прерывается эклектикой советских зданий и монументов и постсоветских новодельных церквей и часовен, построенных на месте разрушенных некогда памятников архитектуры. Путешествие по Владивостоку на автомобиле - настоящее испытание для тормозных колодок. Улицы резко и внезапно поднимаются на гору, а потом так же неожиданно почти под прямым углом падают вниз. Город стоит на бесчисленных сопках, 70 из них обозначены на карте. Логическое завершение любого местного пейзажа - водная гладь, кое-где ограниченная берегами узких бухт или открывающаяся во всю ширь горизонта, если только город не скрыт пушистым покрывалом тумана. Владивостокский туман - настоящий «океанский». Осенью, весной, в межсезонье город скрыт от любопытных туристов густой белой шапкой. Вода в заливе «греет» Владивосток до ноября-декабря, а летом - наоборот, очень медленно прогревается. Разница температур и рождает туманы. На краю света Велика Россия... Эта банальная мысль вдруг наполняется содержанием, когда стоишь на вокзале Владивостока у небольшого столбика с надписью «9288». 9288 верст, 9302 километра, 7 часовых поясов от Москвы, от той самой «нулевой» отметки у Иверских ворот Красной площади, где - начало. И вот - последние метры транссибирской магистрали, конец земли российской, почти край света. Дальше - только синева Тихого океана. И до сих пор построенный в начале прошлого века Транссиб остается самым длинный железнодорожным путем в мире. Аккуратное небольшое здание вокзала в псевдорусском стиле - одно из самых красивых в городе. Сегодня ему вернули первоначальный вид: около тысячи уникальных изразцов очистили от краски и известки советского периода. Тайны старинных фортов Название Владивосток означает «Владеть Востоком»: город строился как оборонительный рубеж. С 1889 года он стал морской крепостью, состоящей из фортов, редутов, батарей, казематов, разбросанных на огромной территории в 400 квадратных километров на полуострове Муравьева-Амурского и острове Русский. Первая линия обороны: батареи, сплошной ров - все было построено подобно укреплениям в Порт-Артуре, после падения которого царственная рука Николая Второго начертала: «Новые форты Владивостока построить на непоражаемость». 100 тысяч рабочих за 5 лет создали вторую линию обороны. Проект опередил время на многие годы. Сегодня Владивостокская крепость признана памятником истории. Часть фортов в забвении, часть принадлежит армии. Один из немногих открытых для посещения - форт №7 на горе Торопова, неподалеку от Академгородка. Увидев эти невысокие монолитные стены, трудно представить, какая «часть айсберга» скрывается внутри холма. 400 военных, скрытые за надежными четырех-пятиметровыми стенами форта, могли 2 года оборонять город. Надежное убежище для флота во времена русско-японской войны, главная база военно-морских сил России на Дальнем Востоке до революции, Владивостокская крепость, несмотря на все усилия вандалов, пока еще побеждает в борьбе со временем, рано или поздно разрушающим любые, даже самые крепкие стены. Побеждает в одиночку, без хозяев и спонсоров. Дела музейные Всех желающих узнать о городе больше ждут музеи. Об археологии и этнографии края поведают Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева и музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. О недавней военной истории расскажет музей, открытый на подводной лодке С-56 времен Второй Мировой Войны. И детей, и взрослых привлечет музей-океанариум, где среди 199 видов обитателей глубин проживает на правах экспоната и любимая японскими гурманами ядовитая рыба фугу. Автолюбители заинтересуются уникальным музеем «Автомотостарины», в коллекции которого свыше пятидесяти старинных легковых и грузовых автомобилей и мотоциклов различных стран и марок 20-70-х годов ХХ века. Экспонаты в отличном состоянии и нередко принимают участие в съемках исторических фильмов. «Бухта трепанга» - так и по сей день называется Владивосток на китайских картах. С незапамятных времен китайцы добывали в этих местах трепангов, выкапывали корень жизни женьшень. Сегодня присутствие восточных соседей - это не только стайки увешанных фотоаппаратами туристов, но и китайские рынки, китайские рестораны, новый отель-небоскреб с корейским названием «Хенде». Однако главная городская достопримечательность - это все-таки рельеф и великолепные виды, открывающиеся с холмов. За полтора столетия края некогда дикой бухты Золотой Рог ощетинились портовыми кранами, обросли большими и малыми причалами. Вечером, в темноте, сияющий, сверкающий огнями узкий залив еще более похож на своего далекого стамбульского тезку. Прощальный взгляд на Владивосток лучше бросить с высоты, поднявшись на городском фуникулере на одну из возвышающихся над городом сопок. На главную Благодарим Приморское отделение РСТ за помощь в организации путешествия
Обновление страницы 16.10.2024 06:32
|